Материалы X Международного Форума Гильдии экспертов
Сборник содержит аналитические материалы, подготовленные российскими и зарубежными экспертами в сфере гарантии качества профессионального образования. В представленных статьях подводятся итоги развития системы аккредитации учебных заведений и образовательных программ и предлагаются пути дальнейшего ее совершенствования. Авторами анализируются теоретико-методологические вопросы становления и развития системы гарантии качества в условиях перехода на ФГОС, обобщаются теория, методология и практика оценки качества высшего профессионального образования, обсуждаются проблемы привлечения студентов и работодателей к оценочным процедурам и использования технологии тестирования, включая интернет-технологии, для оценки и повышения качества образования, рассматриваются основные положения Болонского процесса с позиции проблем и возможностей их внедрения в практику работы вузов.
УДК 378
ББК 74.58
Содержание
I. Аккредитация в России: новый этап
|
|
Абдуллаева Н.М. Системы гарантии качества образования в разных странах
|
|
Абсалямова А.Г. Соотношение аккредитации и мониторинга эффективности вузов: логика, целесообразность и здравый смысл
|
|
Аллабян М.Г. Требования Болонского процесса к системам гарантии качества высшего образования: проблемы и возможности внедрения информационных технологий в высшей школе
|
|
Алферов И.Н. Повышение социальной ответственности высшего образования как одно из важнейших направлений стратегии развития вузов
|
|
Андреева А.Б. Независимая оценка образовательных программ в форме общественнопрофессиональной аккредитации
|
|
Аносова Н.А., Мотова Г.Н. Культура качества дополнительного профессионального образования: постановка проблемы
|
|
Бабина И.А. Методы и методики оценивания качества высшего профессионального образования
|
|
Беликова Т.П., Сыроватская Т.А. Обеспечение качества образовательных услуг вуза: концепт исследования удовлетворенности потребителей
|
|
Белокопытов А.В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как фактор повышения качества профессионального образования
|
|
Бельчик Т.А. К вопросу о теоретико-методологических основах оценки и аккредитации образовательных организаций высшего образования
|
|
Бондарев В.А. Чего ждать от преобразований в образовании?
|
|
Ботчаева А.Ш. Методы и методики оценивания качества высшего профессионального образования
|
|
Бугрова О.Л. Творческие достижения студентов в системе оценки качества обучения в вузе культуры
|
|
Вознюк Н.Ю. Практика и проблемы подготовки специалистов дошкольного образования
|
|
Грицай Н.В. Актуальные проблемы оценки качества юридического образования: «презумпция вины» или «презумпция добросовестности»?
|
|
Грызлова О.Ю. Особенности работы с данными о результатах профессионально-общественной аккредитации с использованием официальных открытых источников интернет пространства (сайты образовательных организаций и независимых аккредитационных агентств)
|
|
Демчик Е.В. Независимость, профессионализм, объективность как главные принципы экспертизы качества образовательных программ (из личного опыта участия в специализированной международной аккредитации)
|
|
Дрига Е.С. Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества научноисследовательской деятельности в Санкт-петербургском государственном политехническом университете
|
|
Зимина Ю.А. Внутривузовская система гарантии качества образования: анализ структуры и проблема привлечения заинтересованных сторон
|
|
Зыкин А.В. Анализ системы аккредитации и системы работы эксперта при процедуре государственной аккредитации
|
|
Казачек Н.А. Построение системы гарантии качества высшего образования в вузе
|
|
Королев Е.В. Качество высшего образования и технико-экономическая эффективность образовательного процесса
|
|
Коршаков Ф.Н., Сороко Г.Я. Инновационное обеспечение качества архитектурного образования на основе комплексной автоматизации управления учебным процессом
|
|
Костелова Л.Д. Профессионально-общественная аккредитация ООП как элемент внутривузовской системы оценки качества образования
|
|
Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Кнышова С.А. Значимость балльно-рейтинговой оценки знаний и компетенций студентов-медиков выпускных курсов в профессиональной готовности к будущей специальности и влияние мотивации на процесс ее формирования
|
|
Кузнецова Т.И. Повышение качества подготовки обучающихся в системе дополнительного профессионального образования
|
|
Лаптев С.В. Проблемы совершенствования оценки и управления качеством высшего образования
|
|
Лесняк Е.Н. Инновационная технология текущего и итогового контроля знаний и умений студентов
|
|
Лунегов А.М. Опыт прохождения профессионально-общественной аккредитации
|
|
Макаров Н.А. Перспективы развития российской системы высшего образования и гарантии качества образования в свете концепции развития образования на 2016-2020 гг.
|
|
Максимов Н.И. На полях приказа
|
|
Манжула В. Г. Показатели результативности российского проекта 5-100 и гарантия качества высшего образования
|
|
Матвеева О.А., Сорока Нина Совместная международная аккредитация: вызовы и дальнейшее развитие
|
|
Мелещенко С.С., Маркарьян Э.С. Влияние взаимодействия вуза с аудиторскими организациями на качество подготовки специалистов в К(П)ФУ
|
|
Наводнов В.Г., Вильданов Р.К., Ковязин А.С. О проблемах публикации информации на официальном сайте образовательных организаций
|
|
Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е., Ельсуков Д.Е. О выделении лучших образовательных программ: модель, результаты, риски
|
|
Наумова Е.В. Государственная аккредитация сегодня: проблемы и перспективы
|
|
Никулина Т.В. Электронное образование: тенденции и качество
|
|
Олешкова И.Н. Система признания качества дополнительного профессионального образования в Академии Пастухова (г.Ярославль)
|
|
Песина С.А. Внешняя экспертная оценка деятельности высшего учебного заведения (на примере вуза Казахстана)
|
|
Попова Л.В. Этика эксперта в сфере профессионального образования
|
|
Потуданская В.Ф. Социальная ответственность как ключевой приоритет стратегии развития вуза
|
|
Рзянкина М.Ф. Программно-целевой подход в обеспечении образовательной деятельности дальневосточного государственного медицинского университета
|
|
Ружицкая О.А. Современный подход к подготовке высококвалифицированных кадров
|
|
Санникова А.И. Вузовский конкурс моделей организации самостоятельной работы студентов как один из эффективных механизмов повышения качества образовательного процесса
|
|
Сарычева Н.И. Проблемы оценивания качества высшего профессионального образования на творческих факультетах
|
|
Сафронова О.В. Государственная vs профессионально-общественная аккредитация: либеральная vs республиканская традиция?
|
|
Слепокуров В.С. Особенности экспертизы качества и содержания образовательных программ, по которым не установлены ФГОС и ФГТ (на примере образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова»)
|
|
Слободенюк Е.В. Система управления качеством подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в медицинском вузе ДФО
|
|
Тараненко Н.Ю. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент оценки качества образовательных программ
|
|
Филиппова Е.В. Функциональная роль руководителя профессиональной образовательной организации в процессе подготовки организации к прохождению государственной аккредитации
|
|
Фионова Л.Р. Информационные коммуникационные технологии и гарантии качества образования
|
|
Чиговская-Назарова Я.А. Практика и проблемы привлечения студентов к оценке качества образовательного процесса в ГГПИ им. в.г. Короленко
|
|
Шевченко Ж.А. Формирование системы менеджмента качества как инструмент повышения конкурентоспособности вуза
|
|
Шевчук Н.П. Игровые технологии как метод повышения качества образования
|
|
Шилина Е.В., Мишта П.В., Улитенкова Н.А. Опыт проведения профессионально – общественной аккредитации образовательных программ высшего образования в Нижневолжском казачьем институте технологий и управления - филиале ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» г. Волгоград
|
|
Шипитько А.Б. Формирование носителя феномена военного специалиста в ходе образовательной деятельности в военной образовательной организации
|
|
Шкитин В.А. Перспективы развития российской системы высшего образования и гарантии качества образования в свете концепции развития образования на 2016-2020 гг.
|
|
Шустова С.В. К вопросу о глобализации и интеграции в общемировое пространство
|
|
II. Internet-технологии в оценке результатов обучения
|
|
Баркая Т.Р. Первый опыт проведения федерального интернет-экзамена бакалавриата по направлению «Строительство» в Тверской области
|
|
Боговиз А.В., Давыдова О.В., Порядина О.В. Независимая оценка качества подготовки выпускников-бакалавров по направлению подготовки государственное и муниципальное управление
|
|
Волков С.В., Орлов А.И., Ломакина Е.А. Результаты федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ-2015) по направлению подготовки 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника»
|
|
Гуров В.С., Клочков А.Я., Левина Т.А. Проблемы оценки качества результатов обучения в высших учебных заведениях
|
|
Дедов А.В, Дудолин А.А., Демьяненко В.Ю., Савченкова Н.М., Кокоткина Т.Н. Разработка экзаменационных материалов и анализ проведения федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) по направлению подготовки 13.03.01 (140100.62) «Теплоэнергетика и теплотехника»
|
|
Жернакова Н.И., Лебедев Т.Ю. Практика использования фондов оценочных средств при обучении медицинским специальностям
|
|
Иванушкина С.А. Использование интернет-технологий для оценки и повышения качества профессионального образования
|
|
Котлов В.Г., Кузнецова Ю.А., Пуляев С.М. Специфика создания экзаменационных материалов по направлению 08.03.01 (270800.62) «Строительство» для проведения федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата
|
|
Миэринь Л.А., Порядина О.В. Итоги проведения федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) по направлению подготовки экономика
|
|
Лисичкина Ю.С., Суворова А.П., Порядина О.В., Наумова Т.М. Специфика разработки экзаменационных материалов по направлению подготовки менеджмент для проведения федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ)
|
|
Рашидов О.Ш. Использование интернет-технологий для оценки и повышения качества профессионального образования
|
|
Сохач А.Я. Использование интернет-технологий для оценки и повышения качества образования
|
|
Шарнин Л.М., Ледак Л.П. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника»: разработка педагогических измерительных материалов и анализ результатов экзамена
|
|
III. Проектирование результатов обучения, способствующих повышению качества подготовки студентов
|
|
Galina Motova, Anna Tarasova The quality of learning outcomes aligned with the NQF to sustain and improve the innovative economy of a territory
|
|
Pavlo Hryhoruk, Svitlana Grygoruk, Oleh Savenko, Sergey Matyukh Methodological and regulatory base for developing educational programmes in Ukraine
|
|
Абдуллаева Н. М. Педагогические аспекты формирования интегративных компетенций
|
|
Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н. Практика разработки ОПОП по направлению бакалавриата «Психологопедагогическое образование» (воспитатель)
|
|
Воробьева А.Е. Некоторые аспекты признания учебной нагрузки и оценок в рамках российскоамериканских образовательных обменов (опыт Поволжского государственного технологического университета)
|
|
Добровольская Е.В. Проектирование результатов обучения иностранному языку в соответствии с ФГОС ВО
|
|
Жилин В.Ф., Савицкая Т.В. Методические аспекты формирования и оценивания компетентности выпускников в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГОС ВО (ВПО) и ФГОС+). Автоматизация процедуры формирования компетентности выпускников
|
|
Захарова Г.П. Повышение социальной ответственности высшего педагогического образования: экспертно-аналитическое исследование проблем
|
|
Иванова Т.Н. Опыт экспертизы образовательных программ вуза
|
|
Кравцова Н.А. Новые подходы к методам оценки качества профессионального образования, реализуемого в соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС ВО
|
|
Куделько А.Р. Проектирование результатов обучения и фондов оценочных средств, обеспечивающих реализацию требований образовательных стандартов и ключевых работодателей
|
|
Кулик А.Г. О моделировании фонда оценочных средств в контексте педагогики компетенций
|
|
Лежнин С.А. Экологические аспекты в образовательных стандартах по направлению «Лесное дело»
|
|
Петухова Т.П. О технологии проектирования результатов обучения образовательных программ высшего образования
|
|
Псарева Н.Ю. Проблемные вопросы оценки полноты формирования компетенций обучающихся по направлениям подготовки в системе высшего образования
|
|
Ткаченко М.А. Особенности осуществления независимой оценки знаний студентов Университета гражданской авиации в рамках проведения промежуточной аттестации
|
|
Усанова А.А., Фазлова И.Х. Выпускные квалификационные работы как этап итоговой государственной аттестации в медицинском вузе
|