Новости
Минобрнауки России подготовило проект постановления Правительства РФ о целевом обучении, которое должно вступить в силу с 1 мая 2024 г.
Постановлением будут утверждены новое Положение о целевом обучении, Правила установления квоты приема на целевое обучение, типовая форма договора о целевом обучении, формы предложений и заявки о заключении договоров.
Что нового предусматривает проект в 2024 году:
разрешается заключить только один договор о целевом обучении с одним заказчиком и для одного вуза;
договор в рамках квоты приема стороны подписывают только после зачисления абитуриента, но не позднее 1 сентября;
срок отработки в договоре ограничивается от 3 до 5 лет;
если заказчик предъявляет условия к успеваемости студента и тот должен пройти практику у заказчика, то вуз становится третьей стороной договора, следит за соблюдением этих двух условий и должен информировать заказчика о результатах обучения целевика;
расширится список доступных заказчиков для заключения договора о целевом обучении по квоте. Заключение договоров о целевом обучении предусматривается через платформу «Работа России», но реализация этого предусмотрена только с 1 мая 2025 года.
Договоры о целевом обучении, заключенные до 1 мая 2024 года, остаются в силе по старым правилам.
Учет результатов национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования планируется использовать при установлении им контрольных цифр приема. Такое поручение было дано в адрес Правительства РФ по итогам заседания президиума Госсовета в октябре 2023 года.
Интересам вузов, которые хотят не просто превосходить конкурентов, но быть лучшими и исключительными с учетом их позиций в различных рейтингах, служит Национальный агрегированный рейтинг 2024.
Рейтинг вышел в шестой раз, став де-факто единой шкалой оценивания вузов. Он позволит вузам сравнивать свои результаты и достижения с другими образовательными организациями на институциональном уровне, увидеть динамику изменений, определить ведущую группу вузов, с которыми можно соревноваться по различным параметрам и в тоже время изучить их опыт для разработки программы развития университета.
Главной особенностью Национального агрегированного рейтинга является то, что в нем представлены практически все вузы России, что позволяет судить о качестве образования в целом по стране, по отдельным отраслям, регионам, секторам, а также обоснованно выделять лидерство и эксклюзивность.
Минобрнауки России продолжает модернизировать свои подходы к формированию облика системы высшего образования на новом этапе. Очередную новацию предложил В. Фальков на заседании Общественного совета при Минобрнауки в Общественной палате РФ.
По мнению главы Минобрнауки России, вузовское обучение после школы следует именовать просто «программой высшего образования, … получение в один цикл образования для абсолютного большинства студентов должно быть достаточным для успешного продвижения на рынке труда».
Он отметил, что реально магистратура требуется лишь небольшой доле студентов, чтобы они могли «либо подготовиться к исследовательской деятельности, либо получить универсальные управленческие компетенции». Сегодня же большинство идут в магистратуру только за дипломом.
Продолжительность обучения по программам базового высшего образования и магистратуры, по словам В. Фалькова, будет зависеть «…от направления подготовки, от запросов рынка труда и способности университета задействовать те или иные образовательные технологии».
Будем надеяться, что количество новаций рано или поздно перейдет в новое качество системы высшего образования.