Новости

На сайте Правительства опубликован доклад Минобрнауки России о реализации госполитики в сфере высшего образования и ДПО. Он содержит интересные данные по результатам ФСН и мониторинга системы образования, которые показывают основные тенденции развития высшей школы.

Так, в 2023 г. количество самостоятельных вузов не изменялось с 2019 г. (724), а филиалов стало на 39 меньше (524). В вузах обучалось 4,33 млн. студентов (на 4,7% больше, чем в 2022 г.). В 2023 году стало больше абитуриентов-платников, они составили 56% из общего числа зачисленных студентов (1,28 млн.).

Министерство отчиталось об успешной реализации мероприятий национального проекта «Наука и университеты», развитии инновационной инфраструктуры и цифровизации высшего образования. Какие целевые установки министерство ставит на завтра?

? Переход на новую национальную систему ВО с 1 сентября 2026 года

? Запуск суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн» назначен на 2025 год

? Число участников и проектов программы «Приоритет–2030» будет расширяться (5400 проектов)

? Студентов в вузах станет больше (в 2027 г. – 4,58 млн.)

? Доступность высшего образования увеличится (на 14% в 2026 г. по сравнению с 2023 г.)

Хотелось бы уточнить, это окончательная дата перехода на новую систему ВО?

Несколько квалификаций, интегрированные образовательные программы – эти понятия сегодня стали актуальным трендом в вузовской среде. Привлекает возможность повысить конкурентоспособность и трудоустройство выпускников. Однако, практика внедрения таких программ показывает, что возникают проблемы с разработкой ЛНА, увязкой требований разных ФГОС, организацией учебного процесса.

В рамках Летней школы – 2024 кейс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с анализом различных аспектов проектирования и реализации интегрированных ООП представит Л.В. Панкова, к.э.н, доцент, проректор по образовательной деятельности СПбПУ.

На основе реальной практики ведущего вуза ответим на актуальные вопросы:

❓Как учесть требования нескольких ФГОС в интегрированной ООП

❓Как обеспечить формирование профессиональных компетенций по двум квалификациям

❓Как выбрать и реализовать оптимальный набор практик в соответствии с профилем интегрированной ООП

❓Как эффективно организовать ГИА по интегрированной ООП в соответствии с требованиями разных ФГОС

Подробнее

16-17 мая 2024 года на базе Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола, Россия) прошёл финальный тур XVI-ой Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике, в котором принял участие 91 студент из 48 вузов и филиалов вузов Российской Федерации.

Оргкомитет Интернет-олимпиад принял решение о присвоении Открытым международным студенческим Интернет-олимпиадам имени Владимира Григорьевича Наводнова. В работе Программного комитета и Оргкомитета олимпиады приняли участие более 30 ведущих ученых и педагогов Российской Федерации, а также стран ближнего зарубежья.

В упорной борьбе определились победители и призёры олимпиады, которые были награждены дипломами и медалями, а также специальными призами партнеров олимпиады. По итогам финального тура абсолютным победителем стал Дядченко Леон Игоревич из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Поздравляем победителей и призёров олимпиады и ждём их на суперфинале, который состоится в октябре 2024 года в Ташкенте (Республика Узбекистан)!!!

Рособрнадзор разместил для публичного обсуждения проект приказа о введении дополнительных индикаторов риска нарушений требований законодательства образовательными организациями (дополнение в приказ №1336 от 04.10.2021 г.).

Вузам грозит ответственность, если:

➢ в период проведения мониторинга безопасности отсутствует доступ к официальному сайту, а также выявится ведение образовательной деятельности несколькими организациями по одному адресу;

➢ более 25% участников диагностической работы не выполнят 50% и более заданий при госаккредитации.

К сведению, по итогам контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора за 1 квартал 2024 года проверку в рамках мониторинга безопасности прошли 34 вуза и все - 100 %! - по ее результатам получили предостережения.
С учетом добавленных индикаторов риска список нарушителей может увеличиться.

◉ Об эффективных технологиях подготовки вуза к процедурам контрольно-надзорной деятельности расскажем на  Летней школе-2024.

 По мнению председателя Госдумы В. Володина, подготовка медицинских кадров не отвечает современным требованиям, особенно в непрофильных вузах страны (к сведению, подготовку медицинских кадров сегодня осуществляют 127 вузов).
   Вслед за этим проблемы развития медицинского образования обсуждались на расширенном заседании президиума РСР с участием глав профильных министерств, а также на заседании комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию.
   В. Фальков, выступая 14 мая 2024 г. перед депутатами Госдумы РФ, уже представил некоторые контуры будущих изменений: «…надо начинать со стандартов… скорректируем ФГОС вместе с профильным советом медицинских и фармацевтических университетов… изменим требования к порядку открытия вузами новых образовательных программ…».
   По результатам обсуждений готовится законопроект, в который предлагается включить положение о реализации программ медицинского образования только при наличии положительного заключения Минздрава о кадровом и материально-техническом обеспечении учебного процесса.
   Что в итоге? Будет ли Минздрав контролировать реализацию программ медицинского образования? При каких условиях сохранится подготовка медицинских кадров в непрофильных вузах? Как изменится образовательный процесс с введением новых стандартов?