25 - 26 сентября в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошла всероссийская дискуссионная площадка «Лучшие образовательные практики: расширяем границы».
В рамках площадки были интегрированы два очень важных для академического сообщества мероприятия — саммит славянских университетов «Славянский горизонт 2024», проводимый при поддержке Администрации Президента РФ и Минобрнауки России, а также «Дни Союза методистов высшего образования в Политехе» при участии и поддержке общественной организации «Союз методистов высшего образования». Сегодня Союз методистов объединяет почти 1800 представителей из более 500 вузов России. 25 сентября 2024 года в рамках Дней Союза методистов состоялся круглый стол "Кому и зачем нужна профессионально-общественная и международная аккредитация?"
Президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), директор Нацаккредцентра, д.п.н., профессор Галина Николаевна Мотова выступила модератором круглого стола и открыла дискуссию о перспективах развития профессионально-общественной и международной аккредитации образовательных программ. Заместитель руководителя Департамента аккредитации Нацаккредцентра Оксана Александровна Таникова представила доклад на тему "Международная аккредитация и международные базы данных результатов аккредитации как инструменты продвижения и признания университетов в стране и за рубежом". В обсуждении поставленных вопросов приняли участие не только представители академической общественности, но и представители профессиональных сообществ. Подробнее
В проекте федерального бюджета на 2025 год заложено 1,5 трлн. рублей на высшее образование, из них на науку — 658,5 млрд. руб., на образование — 780,9 млрд. рублей. Кроме этого, предусмотрена реализация нового нацпроекта «Молодежь и дети», в который войдут программы «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», проекты по созданию сети кампусов, оснащению общежитий, развитию молодежных лабораторий и другие мероприятия. Дополнительные ресурсы будут направлены в первую очередь на достижение технологического лидерства и повышение качества подготовки специалистов.
На очередном заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям обсудили вопросы согласования классификаторов сферы труда и Общероссийского классификатора специальностей по образованию, перечней профессий, специальностей и направлений подготовки. Минтруду совместно с Минобрнауки, Минпросвещения и НАРК до конца 2024 года поручено подготовить согласованный проект по сопряжению классификаторов и созданию объединенного информационного ресурса. Это делается в рамках национального проекта «Кадры» для соотнесения контрольных цифр приема в образовательные организации с потребностями работодателей в специалистах. Остается узнать, что будет с многострадальным приказом Минобрнауки России от 01.02.2022 № 89 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования…», введение которого отложено до 1 сентября 2026 года?
Государственная Дума 25 сентября 2024 г. приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий создание федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) в системе образования. Предусматривается, что они будут действовать под контролем Минобрнауки, Минпросвещения и органов управления образованием в регионах. В системе профессионального образования в их составе обязательно должны быть представители работодателей и их союзов. Авторы законопроекта полагают, что с принятием документа ФУМО будут более эффективно формировать единые подходы к содержанию образования и созданию минимальных (типовых) требований к условиям реализации образовательной программы укрупненной группы специальностей. Хотелось бы надеяться еще на включение финансовых механизмов для повышения эффективности деятельности ФУМО.
Вице-спикер Госдумы А. Кузнецова объявила, что Правительство России поддержало законопроект о поддержке студенческих семей. В нем планируется закрепить понятие «студенческая семья», приравнять к студенческой семье лиц до 35 лет включительно, обучающихся по очной, очно-заочной форме обучения в колледжах и вузах и воспитывающих в браке ребенка, прописать меры поддержки таких семей на федеральном и региональном уровне. В настоящее время в России насчитывается около 22 тысяч студенческих семей. В целях их поддержки в 47 вузах уже открыты 53 комнаты матери и ребенка, в 43 вузах работают 52 группы кратковременного пребывания детей, а на базе 22 вузов действуют детские сады. Будем надеяться, что поддержка государства будет способствовать не только сохранению контингента студентов, но и решению демографических проблем в стране.