Новости

Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию включает задание разработать до 01.09.2024 г. методику формирования национальных рейтингов образовательных организаций, отражающих востребованность выпускников на рынке труда, в том числе уровень трудоустройства и заработной платы выпускников.

Почти параллельно появился приказ Минтруда РФ о размещении с 1 июня 2024 года на платформе «Работа в России» на ежеквартальной основе сводной информации о трудоустройстве выпускников образовательных организаций. Минтруд России поясняет, что публикация таких сведений «окажет влияние при установлении общего объёма КЦП … и оценке эффективности деятельности образовательных организаций». Остается ждать ответа на вопросы: кто будет формировать рейтинг? на основании каких данных? и на что может повлиять данный рейтинг?

5 апреля 2024 состоялась Международная научно-практическая конференции «Рейтинги и аккредитация – драйверы качества образования», посвященная памяти доктора технических наук, профессора, директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации В.Г. Наводнова. Организаторами выступили Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, Российский новый университет (РосНОУ), Гильдия экспертов в сфере профессионального образования.

Конференция была посвящена обсуждению ключевых аспектов обеспечения высокого качества высшего образования в современных условиях. Тематика охватывала широкий спектр вопросов: от политики гарантии и оценки качества высшего образования до новых моделей и преференций профессионально-общественной аккредитации. В качестве спикеров выступили представители органов государственной власти в сфере образования и науки, специалисты по оценке качества высшего образования, эксперты в сфере профессионального образования. Участники конференции обсудили важность расширения границ знаний и преодоления вызовов, стоящих перед современным образованием, обменялись мнениями о роли рейтингов как эффективного инструмента для позиционирования вузов в современном образовательном ландшафте. Были выделены новые тренды в развитии академических рейтингов, учитывающих перспективы супербольших данных и искусственного интеллекта. Участники обсудили проблематику разработки стандартов нового поколения, учитывающих вызовы современного высшего образования. В заключение были рассмотрены подходы к оценке и рейтингованию вузов творческой направленности, которые на данный момент имеют больше вопросов, чем ответов.

Обсуждение этих важных вопросов позволило участникам обменяться опытом и идеями для дальнейшего совершенствования системы обеспечения качества высшего образования.

Конференция вызвала живой интерес академической общественности, отраслевых экспертов и профильных ведомств: в работе конференции приняли участие более 200 человек.

С Материалами конференции Вы можете ознакомиться по ссылке:

https://expert-edu.ru/library/materialy-konferentsij/rejtingi-i-mezhdunarodnaya-akkreditatsiya-drajvery-kachestva-obrazovaniya.html 

В отношении защиты кандидатских диссертаций в форме научного доклада в письме Минобрнауки № МН-3/2235 уточняется:
✅ научный доклад можно подготовить только по перечню научных специальностей, утвержденных ВАК;

✅ доклад можно подготовить в период обучения или в течение одного года после окончания аспирантуры или адъюнктуры;

✅ обязательными условиями являются наличие не менее 10 публикаций научных результатов в изданиях ВАК и заключение организации, где выполнена диссертация;

✅ если диссертация охватывает несколько научных специальностей, они все должны входить в перечень ВАК;

✅ сохраняются требования в отношении ведущей организации и официальных оппонентов;

✅ для защиты диссертации в виде научного доклада нельзя создавать разовый диссертационный совет.
Подробнее

Минобрнауки России направил письма, уточняющие регламент создания разовых диссертационных советов и защиты диссертаций в виде научного доклада.
В письме №МН-3/2255 уточняются некоторые моменты по созданию советов:
? создание совета возможно только после утверждения ВАК соответствующего перечня научных специальностей;

? до подачи ходатайства организация принимает ЛНА, определяющий порядок инициирования процедуры создания совета;

? в состав совета могут входить только доктора наук, имеющие публикации по тематике диссертационного исследования;

? по рекомендации ВАК могут быть включены специалисты по теме защищаемой диссертации;

? ходатайства, подготовленные без сервисов ФИС ГНА, к рассмотрению не принимаются.

Подробнее

Международная конференция 

«Рейтинги и международная аккредитация – драйверы качества образования»

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: 11.00 - 11.30

Ведущий конференции

Мотова Галина Николаевна

Президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Зернов Владимир Алексеевич

Ректор Российского нового университета,

член-корреспондент РАО

Болотов Виктор Александрович

Председатель Национального Аккредитационного совета, академик РАО

Жумагулова Алина Бакытжановна

Генеральный директор НУ «Независимое агентство аккредитации и рейтинга» (IAAR), Казахстан

Эсентаев Эрик Аскарбекович

Директор независимого аккредитационного агентства «Билим-Стандарт», Кыргызстан 

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ: 11.30 - 15.40

О политике гарантии и оценке качества высшего образования в настоящих условиях

11.30 – 11.50 

Пилипенко Ольга Васильевна

Член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке, депутат

Высшее образование: преодоление границ и расширение знаний

11.50 – 12.10

Олейникова Ольга Николаевна

Ведущий аналитик Центра развития ВО и СПО РАО, директор Центра изучения проблем профобразования

Профессионально-общественная аккредитация: проблемы и перспективы

12.10 – 12.30

Панарин Андрей Александрович

Ректор ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», руководитель Аппарата Российского профессорского собрания

Рейтинг как эффективный инструмент позиционирования вуза в ландшафте высшего образования

12.30 – 12.50

Эбзеева Юлия Николаевна

Первый проректор – проректор по образовательной деятельности РУДН

КОФЕ-БРЕЙК

Рейтинги и аккредитация: два пути к одной цели

13.30 – 13.50 

Мотова Галина Николаевна

Президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» 

Рейтинги вузов как инструмент развития в эпоху супербольших данных и искусственного интеллекта: тренды эволюции в контексте обеспечения национального суверенитета

13.50– 14.10 

Тюрина Наталья Владимировна

Начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов, руководитель проекта «Социальный навигатор» международной медиагруппы «Россия сегодня»

Семейство рейтингов

«Три миссии университета»: специфика, тренды, новые компоненты

14.10 – 14.30 

Кабалинский Дмитрий Игоревич

Заместитель генерального директора рейтингового агентства ООО «РАЭКС – Аналитика»

Академические рейтинги в современных реалиях

14.30 – 14.50

Чаплыгин Алексей Гаврилович

Руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс»

Качество образовательных программ: от дизайна до рейтинга и аккредитации

14.50 – 15.10

Скиба Марина Александровна

Председатель внешнего экспертного совета Независимого агентства аккредитации и рейтинга, эксперт Национального центра научно-технической экспертизы, Казахстан 

Проблематика разработки стандартов нового поколения

15.10 – 15.30

Макуренков Александр Михайлович

Заместитель председателя ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 03.00.00 Физика и астрономия, доцент кафедры медицинской физики физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Подходы к оценке и рейтингам вузов творческой направленности: больше вопросов чем ответов

15.30– 15.40

Аржанова Ирина Вадимовна

Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК)

ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН: 15.40 - 16.00

Участники конференции

15.40 – 16.00