Минобрнауки России и Министерство науки Китая в 2022 году окажут финансовую поддержку как минимум десяти российско-китайским научным проектам по перспективным направлениям научно-технологического развития. В 2021 году такую поддержку получили 6 проектов, представленных ведущими российскими университетами. Подробнее...
Консалтинговой компанией ShanghaiRanking Consultancy опубликован Глобальный рейтинг академических предметов (GRAS) 2022. Шанхайский глобальный предметный рейтинг один из самых авторитетных международных рейтингов университетов мира наряду с Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Шанхайский рейтинг ранжирует 5000 вузов из 96 стран по 54 дисциплинам в области естественных, инженерно-технических, медицинских и общественных наук. В финальную версию рейтинга входит около 1800 вузов мира. Они распределяются по 500 местам в каждой из дисциплин. Россия представлена шестью университетами, среди которых НИУ ВШЭ, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Томский государственный университет, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС". Результаты Шанхайского глобального предметного рейтинга по предметным областям используются при составлении Предметного глобального агрегированного рейтинга.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 1777-р осуществлена передача 11 из 57 федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, находящихся в ведении Минсельхоза России, в Минобрнауки России. Одновременно произошла передача 11 государственных научных учреждений из ведения Минобрнауки России в Минсельхоз России.
В Госдуме 27 июня прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования. Основной ответ держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, содокладчики – Виктор Садовничий и Сергей Кабышев. Присутствовали и выступали не только парламентарии, но и ректоры ведущих вузов.
В Думе прошла еще одна – пожалуй, самая масштабная – презентация новой пост-Болонской системы высшего образования. Пока что – лишь ее основных черт, поскольку над конкретикой работа будет летом. Парламентарии громче всех всегда сетовали на неправильность Болонский принципов – потому убеждать их ни в чем не пришлось.
Постепенно – с увеличение количества дискуссий и выступлений по данной теме – содержание идеи «Болонской системы», выхолащивается. Валерий Фальков лишний раз подчеркнул, что ни двухуровневая модель, ни вопросы признания дипломов, ни академическая мобильность не связаны с болонским процессом – они регулируются межправительственными соглашениями. С другой стороны, тогда возникнет справедливый вопрос – а зачем же мы все это делали, если делать были не обязаны?
Валерий Фальков обозначил второе измерение вопроса о сроках обучения: противники Болонской системы настаивают, что 4 лет недостаточно. А министр отметил – что и 6 (4+2) получается много (при условии одинаковых или близких по УГСН программ), если можем подготовить квалифицированного специалиста и за 5.
Валерий Фальков обозначил принципы новой системы высшего образования: 1. Направленность на развитие и достижение национальных целей – в первую очередь, технологического суверенитета. 2. Открытость. 3. Фундаментальность в сочетании с практикоориентированностью. 4. Гибкость. 5. Практичность и востребованность.
В ходе выступления депутатов отчетливо проявила себя нертность мышления, риторики и дискурса. По накатанной все партии отыгрывали свои роли и проговаривали собственные темы. Решение о переходе к пост-Болонской системе было «спущено» и в Минобрнауки, и в Федеральное Собрание. Примечателен и «подъезд», откуда исходила данная инициатива.
Фокус внимания в выступлении Валерия Фалькова был сделан на инженерном образовании. Расширение сроков обучения до 5 лет позволит не только подготовить «инженера-творца», но и восстановить в правах социо-гуманитарный цикл (с единым модулем по истории), который отвечает за формирование инженера-интеллигента: патриотичного и социально-активного. Аналогично гражданственность и патриотизм – это, по словам Сергея Кабышева, главные задачи высшего образования.
Конкретные характеристики новой модели уже были не раз проговорены: 1. Множественность форматов, гибридные модели (2+2+2, 4+2, 5+1 и т.п.). 2. Поступление в магистратуру только по близким с бакалавриатом направлениях. Право выпускников специалитета на поступление в магистратуру на бюджет. 3. Возможность получения дополнительной квалификации. 4. Сквозные модули – история и IT. 5. Высокое значение воспитательной работы. 6. Сопряжение программ с наукой и бизнесом.
Николай Кропачев (СПбГУ) выступил очень ярко и горячо. Он поставил ключевые проблемы – настроить единый гарантированный уровень качества образования, а также академическую мобильность, разобраться с целевым обучением, обобществить материально-техническую базу вузов, интегрировать МГУ и СПбГУ в новые консорциумные форматы развития.
Валерий Фальков сообщил о возможном введении «моратория на изменения» ФГОСов. Напомним, что аналогичный запрет на изменение номенклатуры научных специальностей обсуждался на заседании ВАК. Вопрос один – как это сочетать с оперативной и гибкой донастройкой системы.
А Вячеслав Володин озвучил еще один возможный вектор госполитики: вернуть систему ДПО и повышения квалификации в контур государства (передав вузам). Он также анонсировал необходимость «самоочистки» научно-педагогического сообщества по критериям патриотизма и этатизма.