Новости

В Госдуме 27 июня прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования. Основной ответ держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, содокладчики – Виктор Садовничий и Сергей Кабышев. Присутствовали и выступали не только парламентарии, но и ректоры ведущих вузов.

В Думе прошла еще одна – пожалуй, самая масштабная – презентация новой пост-Болонской системы высшего образования. Пока что – лишь ее основных черт, поскольку над конкретикой работа будет летом. Парламентарии громче всех всегда сетовали на неправильность Болонский принципов – потому убеждать их ни в чем не пришлось.

Постепенно – с увеличение количества дискуссий и выступлений по данной теме – содержание идеи «Болонской системы», выхолащивается. Валерий Фальков лишний раз подчеркнул, что ни двухуровневая модель, ни вопросы признания дипломов, ни академическая мобильность не связаны с болонским процессом – они регулируются межправительственными соглашениями. С другой стороны, тогда возникнет справедливый вопрос – а зачем же мы все это делали, если делать были не обязаны?

Валерий Фальков обозначил второе измерение вопроса о сроках обучения: противники Болонской системы настаивают, что 4 лет недостаточно. А министр отметил – что и 6 (4+2) получается много (при условии одинаковых или близких по УГСН программ), если можем подготовить квалифицированного специалиста и за 5.

Валерий Фальков обозначил принципы новой системы высшего образования:
1. Направленность на развитие и достижение национальных целей – в первую очередь, технологического суверенитета.
2. Открытость.
3. Фундаментальность в сочетании с практикоориентированностью.
4. Гибкость.
5. Практичность и востребованность.

В ходе выступления депутатов отчетливо проявила себя нертность мышления, риторики и дискурса. По накатанной все партии отыгрывали свои роли и проговаривали собственные темы. Решение о переходе к пост-Болонской системе было «спущено» и в Минобрнауки, и в Федеральное Собрание. Примечателен и «подъезд», откуда исходила данная инициатива.

Фокус внимания в выступлении Валерия Фалькова был сделан на инженерном образовании. Расширение сроков обучения до 5 лет позволит не только подготовить «инженера-творца», но и восстановить в правах социо-гуманитарный цикл (с единым модулем по истории), который отвечает за формирование инженера-интеллигента: патриотичного и социально-активного. Аналогично гражданственность и патриотизм – это, по словам Сергея Кабышева, главные задачи высшего образования.

Конкретные характеристики новой модели уже были не раз проговорены:
1. Множественность форматов, гибридные модели (2+2+2, 4+2, 5+1 и т.п.).
2. Поступление в магистратуру только по близким с бакалавриатом направлениях. Право выпускников специалитета на поступление в магистратуру на бюджет.
3. Возможность получения дополнительной квалификации.
4. Сквозные модули – история и IT.
5. Высокое значение воспитательной работы.
6. Сопряжение программ с наукой и бизнесом.

Николай Кропачев (СПбГУ) выступил очень ярко и горячо. Он поставил ключевые проблемы – настроить единый гарантированный уровень качества образования, а также академическую мобильность, разобраться с целевым обучением, обобществить материально-техническую базу вузов, интегрировать МГУ и СПбГУ в новые консорциумные форматы развития.

Валерий Фальков сообщил о возможном введении «моратория на изменения» ФГОСов. Напомним, что аналогичный запрет на изменение номенклатуры научных специальностей обсуждался на заседании ВАК. Вопрос один – как это сочетать с оперативной и гибкой донастройкой системы.

А Вячеслав Володин озвучил еще один возможный вектор госполитики: вернуть систему ДПО и повышения квалификации в контур государства (передав вузам). Он также анонсировал необходимость «самоочистки» научно-педагогического сообщества по критериям патриотизма и этатизма.

Подробнее: новость портала Госдумы, видео-запись.

Вышел в свет Предметный национальный агрегированный рейтинг 2022. Это фактически 55 рейтингов по предметным укрупненным группам направлений, которые охватывают весь спектр реализуемых образовательных программ.
Для вузов предметные рейтинги — это уникальный шанс сравнить уровень своих образовательных программ с подобными, реализующимися в других вузах. Профильным вузам предоставляется уникальная возможность увидеть свое положение на фоне коллег по отрасли.
Абитуриентам в период приемной кампании информация будет полезна для определения образовательной траектории, чтобы отличить уровень преподавания и условия обучения в разных вузах, реализующих одну и ту же образовательную программу.
Сервисы портала best-edu.ru помогут сравнить различные предметные направления в разных университетах или одно и то же предметное направление в разных университетах. Есть возможность сделать выборки по территориальному признаку, а также проследить динамику по годам.
Ознакомиться с презентацией...

В преддверии приемной кампании на портале Агрегатора независимой оценки высшего образования опубликован Национальный агрегированный рейтинг – 2022, в который вошло 694 российских вуза. Национальный агрегированный рейтинг выходит уже четвертый раз. В поле зрения попали еще три популярных и авторитетных рейтинга, а значит агрегированный рейтинг стал еще более объективным и содержательным. Эффективный инструмент позволяет абитуриенту разобраться в палитре национальных рейтингов, выбрать достойный вуз в своем регионе, а руководителям образовательных организаций сопоставить позиции своего вуза с положением коллег по региону или отрасли. Сервисы портала позволяют сделать выборку по образовательным организациям, ведомственной принадлежности, региону, лиге и по годам. Есть возможность сравнивать два и более вузов по выбранным критериям.
Приглашаем вас ознакомиться с презентацией Национального агрегированного рейтинга и воспользоваться сервисами портала best-edu.ru.