В Госдуму внесен законопроект о независимой оценке качества подготовки обучающихся (НОКПО), направленный на повышение общего качества российского образования. Определение «независимое» заставило удивиться и задаться вопросом – от кого? Независимое от участников образовательного процесса – ответили мы сами себе.
Государственная регламентация расширилась, и наряду с лицензированием, госаккредитацией и контролем (надзором) вводится «независимая оценка качества подготовки обучающихся» всех уровней образования, включая ДПО. Требования ФГОС перестают быть предметом контроля (надзора), но возвращают свои позиции в новой процедуре, так как основным критерием оценки становится соответствие содержания и качества подготовки требованиям образовательных стандартов. Будет оцениваться соответствие достижения обучающихся в ходе освоения образовательных программ планируемым результатам.
Справедливо возникает вопрос о проведении диагностической работы в процедуре государственной аккредитации. Не будет ли здесь дублирования? И, конечно же, всех интересуют пресловутые фонды оценочных средств! Предполагается, что требования к оценочным средствам, используемым для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти. Неужели мы движемся к созданию федеральных фондов измерительных материалов?
При проведении НОКПО планируется привлечение независимых экспертов и экспертных организаций, что повлечет за собой отбор, обучение, создание реестра, оплату расходов – все то, чтобы еще раз подтвердить качество подготовки. При несоответствии качества подготовки обучающихся может быть запрет на прием в образовательную организацию полностью или частично сроком на 1 год, а если качество не изменится, запрет может продлиться до трех лет, а организация лишится государственной аккредитации. Законопроект должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.
Более подробный анализ законопроекта проведем в рамках ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ17-21 июня 2025 г.